ВАЖНО ЗНАТЬ!
Синдром «кабинетной речи» или почему логопеду НЕОБХОДИМА помощь родителей на этапе автоматизации звука у ребенка?
Часто родители считают, что если ребенок попал к логопеду, то все
проблемы решены. Но успех коррекционной работы во многом определяется
участием семьи в этом процессе. Родители должны знать, что любой новый звук нужно закреплять не только на занятиях у логопеда, но и дома, в быту! Иначе, очень часто у детей возникает так называемый «синдром кабинетной речи». Проще говоря, это когда у специалиста ребёнок все звуки произносит правильно, его хвалят, а дома никак. То есть, во время занятия ребёнок старается и речь звучит без ошибок, но только выходит за порог логопедического кабинета - как ничего и не было!
«Кабинетная речь» возникает, когда:
- У ребенка не развит самоконтроль за собственной речью (прежде
всего в силу возраста);
- Отсутствует контроль со стороны взрослого (педагога, родителя). Это
когда ребенок неправильно произносит слова с уже поставленным звуком, а взрослый не обращает никакого внимания на это произношение или напоминает только во время домашних заданий (в других ситуациях контроля нет!);
- Имеется недостаточная сформированность фонематического ислухо-вого восприятия, как важнейших психических процессов вформирова-нии навыка правильного звукопроизношения.
Любое автоматизированное движение мышц (руг, ног, языка и губ)- сначалавыполняется с участием сознания, т.е. под контролем со стороны, позже самоконтроля. Многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнить это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «динамический стереотип» или «автоматизм». Другими словами, на своих занятиях логопед вырабатывает новые условные рефлексы при произношении нужных звуков, слов, определенной слоговой структуры либо при формировании каких-либо грамматических категорий. А воспитатели, родители и ближайшие родственники, в свою очередь, должны помочь довести данные рефлексы до «автоматизма». А для этого необходим полный контроль над речью ребенка в обычных жизненных ситуациях «вне кабинета».
С момента автоматизации звука в словах, взрослые должны окружить
ребенка «звуковым подкреплением». Это значит, что ВСЯ СЕМЬЯ всегда и
везде (дома, на прогулке, в гостях) должна ПОСТОЯННО исправлять неправильное звукопроизношение ребенка, произнося слова правильно с выделением нужного звука. Например, ребенок говорит: «Купи массинку!», родитель исправляет: «маШШШШинку» и добивается от ребенка правильного повторения слова. То есть, чтобы ребенок научился использовать новый правильный звук, нужно после каждой ошибки дать ребенку образец слова и настоять на правильном повторении слова.
Не надо третировать ребенка, давить, угрожать: «Скажи правильно! Ну-ка
быстро. Повтори, а то не дам». Это вызывает негодование, протест и негативизм. Вы просто повторяете за ребенком с выделением нужного звука! Обычно спустя недели две-три ребенок начинает сам отслеживать, где прозвучало неправильно и сам исправляется. Тогда от взрослых требуется и дальше закреплять новый стереотип одобрением и похвалой.
Учитель-дефектолог И.М. Коноплич